1 февраля 2019 года во Дворце культуры п. Агинское состоялось итоговое совещание Администрации Агинского Бурятского округа, в рамках которого была развернута выставка «Агинский Бурятский округ-2018».

 Почетные гости совещания с большим интересом ознакомились с наградами победителей – наших земляков в Международном бурятском национальном фестивале «Алтаргана-2018», а выставленное конское убранство и снаряжение не оставило равнодушным ни одного посетителя. Выставка конского убранства и снаряжения «Морин Эрдэни» была организована государственным учреждением культуры «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края».

2 copy copy

Торжественной одой в честь коня – воина, скакуна, кормильца, друга, вдохновителя в исполнении Очира Батоцыренова открылась выставка «Морин Эрдэни», что в переводе означает – «Конь драгоценный».

3а

В зале гордо встречал гостей коновязный столб – сэргэ – который для бурята - скотовода являлось символом вечности жизни, продолжения рода, символом почитания старших. Являясь неотъемлемой частью народного быта, сэргэ до сегодняшнего дня считается у бурят одним из самых уважаемых и почитаемых предметов - символов, таким как белая пища, голубой хадак.

4а

Самой большой ценностью для степняка-кочевника, с точки зрения красоты и престижа, был хороший конь в богатой сбруе. Поэтому большое внимание бурятские мастера уделяли изготовлению и украшению конского снаряжения. Сделать красивое седло со стременами или другой предмет для коня каждый дархан считал самым почетным заказом, большой честью для себя, вкладывал в него всю душу, мастерство. Во всех селах степной Аги были свои мастера конского убранства, дарханы-седельщики.

5а

Сегодня на выставке «Морин Эрдэни» приняли участие мастера трех муниципальных районов Агинского округа и городского округа «Поселок Агинское» - обладатели Гран-при и призеры первого межрегинального конкурса конского убранства и снаряжения «Морин Эрдэни». Здесь были представлены как уникальные изделия прошлых лет, так и работы, современных мастеров.

6

Изделия своих отцов и дедов - мастеров-седельщиков представили мастера Балта Батожаргалов и Баиржаб Дугаров из с. Будулан Агинского района, Чимитдоржи Дугаржабэ из с. Судунтуй предоставил потомственное седло, перешедшее к нему от предков. Дульдургинский район представили табтанайцы Эрдыни Шагаев и Дамдин Эрдынеев.

7 замена

Верховая упряжь состояла из художественно оформленного седла со стременами, уздечки, нагрудного ремня и чепрака. Некоторые чепраки представляли собой великолепные образцы прикладного искусства, ибо они богато орнаментировались геометрическими, растительными узорами, выполненными в технике аппликации, вышивки и тиснения. На больших седлах открытые части луки и выступающие концы опорных дощечек ленчика украшены металлическими пластинами, покрытыми серебряной насечкой и иногда дополнительно инкрустированы кораллами или перламутром.  

8

В бурятском эпосе «Гэсэр» драгоценное убранство коня описывается так:

Скакуна седлают седлом,

И сверкает оно серебром,

И нагрудник из серебра,

И нахвостник из серебра…

На таком бы коне сидеть,

На таком бы коне скакать!

Седло, специально изготовленное в прошлом году на международный бурятский фестиваль «Алтаргана» в г. Иркутске представил народный умелец Борис Базарович Базаров из с. Хара-Шибирь Могойтуйского района.

 сайт

Следующий комплект верховой упряжи принадлежал автору из с. Цаган –Оль Могойтуйского района - самому старшему участнику первого фестиваля «Морин Эрдэни» Ленхобоеву Дугаржаб ахай.

Победитель в трех номинациях фестиваля «Морин Эрдэни» Жамбал Жапович Дашицыренов представил комплект конского убранства, который был признан экспертами, как изготовленный в полном соответствии с традиционными канонами.

10

Уникальная старинная уздечка была представлена в комплекте мастера из с.Дульдурга Солбона Янжинова.

Весной, с наступлением теплых дней, появлением первой зелени, буряты, прежде чем выпустить лошадей на волю на все лето, исполняли своеобразный обряд «даага дэллээн». У годовалых кобылиц и жеребцов снимали хвост и гривы. Этот обряд в настоящее время возрожден и пользуется особой популярностью. Собранные волосы шли на изготовление всевозможных веревок для применения в хозяйстве: ошейники для телят, веревки для привязывания ног во время дойки, душки для ведер, вожжи, путы для лошадей, поводья и подпруги для седел. Изделия из конского волоса при промокании не растягиваются, как кожаные веревки, поэтому их использовали для опоясывания, закрепления войлочного покрытия юрт. Эти работы выставила мастера Цыцык Санданова из поселка Агинское.

11

Женщины из конского волоса ткали на ручных станках - волосяные ковры. Такие же ковры, изготовленные нашими сегодняшними мастерицами, были представлены на суд зрителей. Народный коллектив Театра моды «Морин Эрдэни» Зуткулейского сельского дома культуры Дульдургинского района представил костюмы, изготовленные из конского волоса в стиле «Авангард». Коллекции являются победителями всероссийских и международных конкурсов. Руководитель театра - Дарима Жалсанова.

12

Экземпляры из частного хранения и из фондов сельских музеев Агинского округа - шорные изделия представили мастера народных художественных промыслов Баир Бадмаевич Дулмажапов из Токчина Дульдургинского района и Бальжинима Монламович Цыренов из с. Цугол Могойтуйского района.

13

Мастер Бальжинима Цыренов рассказал собравшимся о значении кнута:

- С древних времен одним из обязательных атрибутов кочевника был кнут «ташуур», свидетельствующий о наличии у него домашнего скота. По тому из чего и как изготовлен кнут человека можно было определить его социальный статус. Тем не менее, у человека мог быть и рабочий кнут, и кнут для выездов на молебны и празднование. По мировоззрению бурят «ташуур» являлся символом власти и удачи и имел сакральное значение. Поэтому его нельзя было бросать на землю, перешагивать через него, а женщины не должны были притрагиваться к мужской принадлежности.

14замена

В завершении нужно отметить, что проведенными сотрудниками Центра развития бурятской культуры Забайкальского края в районах Агинского округа экспедиций, были выявлены более двадцати талантливых мастеров народных промыслов, занимающихся изготовлением бурятского седла и шорным ремеслом. Нашлись и сохраненные родственниками уникальные изделия мастеров прошлых лет.

15

Сотрудники Центра ставят перед собой цели и задачи: содействие сохранению и развитию традиций изготовления национального традиционного конского убранства и снаряжений, формирование современной политики сохранения многовековой народной культуры. Также - выявление и развитие традиционных канонов изготовления традиционного конского убранства как продолжение древних традиций бурятского народного творчества; выявление и поддержка талантливых мастеров народных промыслов и ремесел, занимающихся изготовлением конского убранства; приобщение населения к национальному искусству и традициям бурятского народа.